С кого все начиналось

Здравствуйте, дорогие читатели. Этой статьей мы начинаем цикл заметок о путешествии в прошлое информационных технологий. Мы поговорим о том, кому и чем мы обязаны современным развитием компьютерной техники и информационных технологий.

11

Сегодня мы вернемся в один из морозных темных вечеров поздней осени 1971-го года. Именно тогда учитель физики одной из средних Барнаульских школ занимался интересной и трудной работой. Дело в том, что не так давно ему удалось заполучить для школы электронную вычислительную машину «Минск-12». Этот громоздкий по современным меркам компьютер, один из 5-ти произведенных на Минском заводе ЭВМ им. Орджоникидзе, был списан на Новосибирском почтамте и безвозмездно передан простой средней школе на юге Сибири. Олег Ростиславович осуществлял демонтаж в Новосибирске, доставку в Барнаул и монтаж этой ЭВМ.

Тяжелые будни по перевозке и сборке «Минска» вскоре сменились бурной интеллектуальной деятельностью по разработке и внедрению факультативного курса программирования в 9-ых и 10-ых классах школы. Однако, это было не просто. Сложность заключалась в том, что к ЭВМ была приложена только техническая документация с непростой системой из 100 двухадресных машинных команд. Сама машина имела 3,875 Кб оперативной памяти, могла выполнять 3000 операций в секунду, и состояла из пары-тройки шкафов с транзисторами, устройства для чтения и записи перфолент, напоминавшего стиральную машину, а также терминала размером с фортепьяно. Приходилось самостоятельно, засиживаясь по долгу после занятий, осваивать управление машиной, разрабатывать программу обучения на никому неизвестном языке, отбирать содержание и строить методику практически с нуля. Но все это было не зря.

Ребята активно включились в изучение неведомой тогда науки — информатики. В течение трех лет Олег Ростиславович дорабатывал и совершенствовал свой курс. С каждым годом курс становился все более и более популярным. Вскоре количество желающих изучать программирование стало стремительно расти. Росло, впрочем, и число учащихся в школе. Благодаря работе учителя укреплялись отношения с учеными Академгородка. В 1975-ом году по распоряжению директора института математики сибирского отделения академии наук СССР академика Сергея Львовича Соболева школа получила новую ЭВМ «МИР-1». Машина поражала своими характеристиками: оперативная память 6 Кб, вывод и ввод информации на перфокарты, печать и дисплей, быстродействие 200-300 операций в секунду. Масса ЭВМ составляла 400 килограмм. Впрочем, еще целый год «МИР» ждал своего часа – для установки требовалось специальное помещение.

И вот в 1976 году школа переехала в новое здание. ЭВМ «МИР-1» была установлена в самом большом и просторном, поверьте она того заслуживала, кабинете № 1. Введение в учебный процесс этой ЭВМ коренным образом изменило преподавание предмета. Теперь юные программисты изучали язык «Алмир» (русскоязычную версию популярного тогда языка программирования «Алгол»). А сам курс из факультативного стал обязательным для всех учащихся физико-математических классов.

Перед учителем встала новая задача оптимизировать курс программирования, сделать более доступным, дополнить его теоретическими основами. В течение многих лет он занимался развитием информатики как учебной дисциплины.

В 1977-ом году Барнаульский котельный завод подарил школе ЭВМ «Минск-22» она была похожа по программированию на ту самую «Минск-12», однако, была менее громоздкой и более производительной — 56 000 операций в секунду, объем оперативной памяти достигал 37 Кб. Теперь на двух машинах обучение программированию шло и в машинных кодах и с использованием алгоритмических языков «Алгол» и «Фортран IV». В развитии курса помогали специалисты Политехнического института (ныне Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова) и вычислительного центра СО АН СССР. Работа велась под руководством Андрея Петровича Ершова, академика академии наук СССР. К 1981-му году был накоплен богатый позитивный опыт обучения инженеров-программистов, что позволило выступить с докладом о введении информатики в школьное обучение в НИИ ИМО АПН в Москве.

Распространение опыта помогло в 1984 году получить еще одну ЭВМ. Тогда академик Владислав Елиферьевич Накоряков выделил школе ЭВМ «МИР-2». Из института теплофизики СО АН СССР ЭВМ была доставлена в школу. Оперативная память 12.7 Кб, быстродействие – 12000 оп/сек, и постоянное запоминающее устройство объемом 195,3125 Кб.

В 1985 году в учебном плане школ СССР появился новый учебный предмет — информатика. Преподавание тогда велось по учебникам академика А. П. Ершова. Годом позже начались поставки техники, и школа получила комплект ККТС из 14 персональных компьютеров БК-0010 и центральной ЭВМ ДВК-2м, которые Олег Ростиславович привез из Москвы и переоснастил новой техникой кабинет №1. Машины имели широкие диалоговые возможности и были более производительными, однако, менее надежными. Двенадцать раз Олег Ростиславович возил компьютеры на ремонт в Москву. К тому же практически отсутствовала техническая документация, не говоря уже про содержание курса и методику. Вместе с новой техникой под руководством Олега Ростиславовича осваивали и разрабатывали уроки информатики учителя физики Василий Васильевич Дергунов и Михаил Осипович Гинзбург.

Спустя год ненадежные БК-0010 сменили КУВТ «Корвет», а поздней осенью 1989-го года на имя школы был получен второй комплект КУВТ. Теперь в школе начали работать знаменитые «Ямахи». Новые компьютеры имели 128 Кб оперативной памяти, два встроенных трёхдюймовых дисковода ёмкостью по 720 Кб, монохромный дисплей EIZO 3010 (с зелёным цветом свечения), принтерами Star Gemini 10XR, средствами для организации локальной сети. Машины работали под управлением ОС MSX-DOS со встроенным алгоритмическим языком «Бейсик». Этот  современный алгоритмический язык быстро вошел в обучение программированию. Четыре года шла активная работа по разработке отдельных уроков, тем, разделов программы по информатике для учащихся, изучающих программирование на новом перспективном языке и работающих на компьютерах «Ямаха». И 1 сентября  1993 года учащиеся теперь уже школы-гимназии начали обучение программированию по новой «Развернутой программе обучения для специализированных физико-математических и экономических классов».

Затем началось углубленное изучение программирования, спустя несколько лет в гимназии появилась сборная по программированию, участники который и поныне ежегодно становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по информатике, а приходя в вузы, одерживают победы на международных студенческих чемпионатах по программированию. Младшие школьники ежегодно участвуют и становятся победителями в олимпиаде по программированию на языке Лого, которую проводит Институт систем информатики СО РАН им. А. П. Ершова. Гимназия стала ведущим в крае образовательным учреждением по  апробации и внедрению современных средств ИКТ в образовательный процесс, на базе которой многие годы проводился финал Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию.

Однако все это было гораздо позже, спустя 42 года после того как учитель физики Олег Ростиславович Львов долгими вечерами засиживался за установкой и наладкой современной электронно-вычислительной машины «Минск-12», работающей в старом здании Барнаульской средней  школы №42.

Г. Э. Брынин,
заместитель директора
гимназии по информатизации

Добавить комментарий